При сгорании рабочей смеси вцилиндрах двигателя углеводороды топлива, соединяясь с кислородом воздуха, должны образовывать углекислый газ С0г и воду На0. Если состав топливо-воздушной смеси в точности соответствует стохиометрическому отношению*, а топливо тщательно перемешано с воздухом, то в результате сгорания смеси выхлопные газы будут состоять только из безвредных компонентов -углекислого газа и воды. Каждый сгоревший литр бензина дает при этом литр воды, который при нормальной рабочей температуре двигателя покидает выхлопную трубу в виде пара.

К сожалению, таких идеальных двигателей не существует и в силу ряда причин полного сгорания топлива не происходит даже в самых совершенных двигателях. Поэтому кроме СОг и Нг0 выхлопные газы содержат некоторое количество окиси углерода СО, углеводорода НС, кислорода 0г и окислов азота N0X. Одни из этих составляющих безвредны (С0г, Н20 и 0г), другие являются вредными загрязнителями атмосферы (СО, НС и N0X). Менее мощные и совершенные двигатели, как правило, имеют в своем выхлопе больше вредных составляющих. Для уменьшения вредных выбросов необходимо часто и тщательно обслуживать двигатель и регулировать состав смеси.