Окислы азота (N0X) образуются при высокой температуре (свыше 13ОО’С) и высоком давлении, характерным для процессов, происходящих в камере сгорания двигателя. Существует несколько видов окислов (NO, NOa, N03 и т.д.), которые обобщенно обозначаются как N0X.

Азот, являющийся основной частью атмосферного воздуха, и сам по себе абсолютно безвредный, попадает вместе с воздухом в камеру сгорания. Однако под действием высокой температуры и давления азот начинает реагировать с кислородом, образуя сначала окись азота N0. Соединяясь на выходе из выхлопной трубы с углеводородом, под воздействием солнечного света окись азота образует двуокись азота Ы0г, N03 и озон 03. К сожалению, больше всего окислов азота возникает тогда, когда состав смеси характеризуется значением = 1.

Больше всего окислов азота производят дизели, поскольку давление и температура в их камерах сгорания выше, чему бензиновых двигателей.

Окислы азота отрицательно действуют на слизистые оболочки глаз, а особенно — легких. Их длительное вдыхание может вызвать отек легких.

Одним из способов снижения содержания окислов азота в выхлопных газах является их рециркуляция. В соответствии с этим методом часть выхлопных газов направляется снова во впускной коллектор и смешивается с рабочей смесью. Этим снижается температура в камере сгорания и условия для образования окислов азота становятся менее благоприятными. К сожалению, при этом снижается и мощность двигателя.